Ведь считается, что Анкара сегодня активно внушает своим соотечественникам в Ростовской области, что Дон и Кубань — это якобы их «турецкая земля». Почему же Донской край стал привлекательным для мигрантов и чем их неудачная интеграция может обернуться для региона в будущем — в материале RostovGazeta.
Депортация и приезд
Карта межнациональных отношений в Ростовской области всегда имела несколько «проблемных зон», несмотря на все разговоры о «спокойствии и согласии» проблемы были. Вопрос с турками-месхетинцами – один из самых актуальных. Он возник из-за сталинской депортации в 1944 году. Тогда почти всех представителей этого народа из области Месхетия в южной Грузии выслали в Казахстан и Узбекистан. Вскоре запрет на их перемещение отменили. Однако большинство их них решили не возвращаться на историческую родину, да и не смогли.
В конце 80-х годов в результате вооруженного конфликта, известного как Ферганские погромы, узбеки потребовали выселения турок со своей территории. Их эвакуировали на юг России. Но Краснодарский край воспротивился их переселению. Тогда экс-губернатора Александра Ткачева обвиняли в целенаправленной дискриминации, ведь с Кубани было выселено порядка 12 тысячи турецких мигрантов. Правозащитники даже добились, чтобы некоторых беженцев приняли в США. Многие осели в Ростовской области.
Замещение населения
Благодаря высокой рождаемости и нарастанию потока прибывающих родственников - турецкое население быстро увеличивалось в Донском крае. По итогам переписи населения в 2010 году в Ростовской области насчитывалось около 40 тысячи турок-месхетинцев (в 2002 их было 28 тысячи), что было уже значительным показателем в сравнении с общим числом месхетинцев, проживающих на юге России.
Сегодня, по предположениям экспертов, их численность на Дону достигает 80-100 тысяч человек. Они дислоцированы в восточных регионах Ростовской области. Самые крупные общины проживают в Мартыновском, Волгодонском, Багаевском, Семикаракорском, Сальском, Веселовском, Зимовниковском и Целинском районах Ростовской области. А учитывая, что последние десятилетия славяне массово покидают села в поисках заработка в городах, в Волгодонском и Мартыновском районах оказались целые турецкие поселки, в которых, говорят, «гости» составляют чуть ли не 100% населения.Турки уже не планируют покидать ставшие им родными места и уверенно пускают корни на донской плодородной земле. Например, в Семикаракорском районе в поселке Горный для них построена мечеть. Вторую планируют построить в хуторе Топилин.
«Проживают они компактно, обособленно. Семьи у них большие, по 4-5, а то и более детей», - рассказывает местный житель хутора Иван.
Они отмечают, что турки-месхетинцы не такие конфликтные, как, например, другие мигранты. С местными предпочитают не ссориться. А когда они только появились в селе — и вовсе, никуда не ходили, ни с кем не общались.
Нацеленная экспансия
Проживающие в непосредственной близости с общинами жители сел рассказывают, что у турок над домами возвышаются большие спутниковые тарелки, настроенные на Турцию. Многие уверены - из этого государства с ними ведется целенаправленная работа. И это якобы политика президента страны Реджепа Эрдогана.
Несколько месяцев назад на турецком телеканале TRT1 показали будущую карту государства 2050 года, согласно которой в состав Турции должны войти южные регионы России, в том числе и Ростовская область.
«Турки-месхетинцы в Ростовской области пользуются поддержкой руководства Турецкой республики и президента Эрдогана, - сообщает политолог Антон Бредихин. - Принципиальным фактом является и то, что кроме финансирования им предоставляют учебники с определенной направленностью, специальную литературу. Идет обмен информацией, а это значит, что турки ведут конфликтную политику гуманитарной экспансии».
«Ростовская область всегда была многонациональным и этнически толерантным регионом во всех сферах. А межнациональные конфликты находились в самом конце проблем и рисков региона. В основном, они носили экономический характер. Или же это были конфликты между теми, кто давно живет в нашей области и недавно приехавшими, еще не принявшими в полной мере правила и нормы нашей жизни», - делится мыслями политтехнолог Сергей Смирнов.
Но в 2016 году органы правопорядка Ростовской области якобы обнаружили у турко-месхетинской диаспоры какие-то признаки сепаратистских настроений.
«У активистов движения были изъяты листовки и запрещенная литература, в которых Северный Кавказ, Дон, Кубань и Астрахань обозначены в качестве османских земель. Кроме того, наметились их связи турецкими экстремистами. Его представители активно пропагандируют идею превращения Кубани и Дона в «жемчужину Османской империи», а также планируют формирование некой турко-месхетинской автономии, призванной стать форпостом Анкары на юге России», - рассказывает Антон Бредихин.
По его мнению, решить эту сложную межэтническую ситуацию поможет глубокая интеграция приезжих в донской этнокультурный ландшафт. И с такой инициативой выступил некоторое время назад атаман Всевеликого войска Донского.
«Он предложил обучать их детей в рамках Орловского казачьего кадетского корпуса. Возможно, у этого подхода и были какие-то результаты, но я о них сказать не могу», - подчеркивает Антон Бредихин.
Мусульмане в лампасах
Преподаватели кадетских корпусов вспоминают, что попытки обучения мигрантов в казачьих кадетских корпусах действительно были в рамках Орловского и Морозовского районов. Однако большинство преподавателей и донских казаков выступили противниками обучения «гостей» в кадетских корпусах.
«Посудите сами, казачий лампас является символом принадлежности к казачьему сословию. Это неотъемлемая часть формы казака. Ведь ранее другим группам строго воспрещалось носить штаны с лампасами. И каким образом можно в данном контексте вести речь об «оказачивании» турок?» - комментирует преподаватель казачьего кадетского корпуса, не пожелавший публиковать свое имя.
Но многие местные жители уверены: турки-месхетинцы в большинстве своем сегодня лояльны к властям Ростовской области, но только потому, что их пока мало. А когда их численность превысит 200-300 тысяч человек, они, дескать, могут начать требовать автономию. Ведь не случайно сегодня из Турции их постоянно убеждают в том, что Дон и Кубань — это, мол, турецкая территория.
Миграционная проблема
Из-за непродуманной миграционной политики позднего СССР в Ростовской области, по мнению экспертов, растут межэтнические противоречия. С самого начала факт переселения большой мусульманской общины в сельские районы Донского края являлся ничем иным, как возможной отсроченной проблемой. Для вероятного в будущем культурного "противостояния" славянскому населению на юге России турки—месхетинцы могут получить и неожиданных союзников в лице крымских татар и некоторых народностей Северного Кавказа, часть активистов которых тоже находятся под влиянием Турции.
Вопросы адаптации переселенческих этнических групп не только в Ростовской области, но и во всех регионах юга России, показывают, что через некоторое время мигранты часто становятся существенной проблемой, если общину не интегрировать и она замыкается внутри себя.
Для снижения рисков межнациональных противоречий в будущем необходима взвешенная стратегия по «размыванию» анклавов. К тому же – можно было бы использовать близких ментально переселенцев с Донбасса для расселения в проблемные районы для межэтнического спокойствия.
Эксперты отмечают: обосновавшиеся в донском регионе приезжие активно культивируют в Ростовской области свою культуру, обычаи и нравы, вызывая тем самым некоторое недовольство или непонимание местных жителей. В докладах ученых сегодня муссируется мысль о том, что рост числа турок-месхетинцев на юге России, в том числе и в Ростовской области, может быть когда-то использован в качестве фактора перспективной внешней экспансии Турции или создания нестабильности в РФ со стороны западных спецслужб.
Свежие комментарии